«Волшебным пенделем» для подготовки этого фотоальбома стала статья, на которую мы случайно наткнулись в интернете.
В ней рассказывалось о том, как и что из коллекции Эрмитажа советские власти продавали заграницу в 1929-1933 гг.
Несколько десятков живописных полотен первого ряда тогда навсегда покинули Россию.
Одним из самых крупных покупателей русского искусства в то время был Эндрю Меллон - американский бизнесмен-мультимиллионер,
промышленник и банкир, 49-й министр финансов Соединенных Штатов. В начале 1930-х годов он приобрел 21 картину из фондов
Эрмитажа. Все они теперь являются собственностью Национальной галереи искусств в американской столице. Этот музей сегодня
обладает одной из лучших в мире художественных коллекций, нам там посчастливилось бывать многократно и, безусловно, он
заслуживает, чтобы о нем рассказать. И начнем мы с показа полотен, которые когда-то принадлежали Эрмитажу, а в 1937 году
составили ядро коллекции создаваемой тогда в Вашингтоне Национальной галереи искусств.
Фото 1. Сейчас в Национальной галерее искусств - два здания, соединенных подземным туннелем. Первым, в 1937-1941 гг.,
по проекту архитектора Джона Рассела Поупа было построено Западное здание (на фото): в неоклассическом стиле с куполообразной ротондой
по центру. Именно на его возведение Андрю Меллон выделил собственные средства. Однако ни Меллон, ни Поуп не дожили до завершения
строительства музея: в 1937 году, всего через два месяца после начала фундаментных работ оба умерли с интервалом в один день.
Слева на переднем плане - мемориальный фонтан, посвященный Эндрю Меллону. Фото из интернета.
В конце 1920-х годов советскому правительству срочно понадобилась иностранная валюта для финансирования индустриализации.
Вариантов пополнения бюджета с этой целью было немного, и наши власти не нашли ничего лучше, чем начать распродажу части музейных ценностей.
Эрмитажу тогда была дана команда составить список из 250 картин, каждую из которых можно было бы продать по крайней мере по 5000 рублей.
Под эгидой Наркомпроса было создано специальное агентство «Антиквариат», которое искало покупателей и занималось организацией продаж.
Поначалу правительство торговало не самыми известными произведениями. Но наступление Великой депрессии снизило интерес
Запада к вложениям в искусство, и с целью гарантированных продаж в ход пошли картины первого ряда. Услышав от своих
давних поставщиков о распродаже эрмитажных шедевров, американец Эндрю Меллон ухватился за покупку. В результате в
1930-1931 гг. он приобрел 21 первоклассное полотно (Рафаэль, Тициан, Рембрандт, Перуджино, Ботичелли, Ван Эйк, Ван Дейк,
Хальс...).
А в 1937 году значительную часть своей коллекции (126 картин, включая те, что были куплены у Эрмитажа, и 26 скульптур)
Эндрю Меллон подарил американскому государству - для создания национального художественного музея, а также 10 млн.
долларов – на строительство здания для него.
Меллон при этом настоял на том, что музей не будет носить его имени. Он посчитал, что в
«безымянный» музей частные доноры будут передавать свои коллекции с большей готовностью. Так и получилось. На сегодня в
фондах вашингтонской Национальной галереи – 150 тыс. произведений искусства. И хотя купленные у Эрмитажа почти 100 лет
назад 21 полотно – это мизерная часть нынешней коллекции музея, но именно они когда-то стали ее ядром и, как и прежде,
составляют гордость ее собрания. Поэтому очень логично начать знакомиться с этим великолепным музеем именно с этой темы:
«Родом из Эрмитажа».
В американских музеях «осели» еще 5 картин из Эрмитажа. Чтобы «закрыть» эту тему, мы покажем и эти полотна. И все же начнем с
Национальной галереи искусств, как и заявлено в названии альбома.
Распродажи музейных художественных ценностей были прекращены в 1933-34 гг., больших доходов они не принесли, но репутационный
ущерб был значительным, и несколько десятков живописных шедевров ушли из страны безвозвратно. Проведенное в последующие годы
реатрибутирование многих проданных Эрмитажем картин - со снижением «звёздности» их авторства - утешение слабое.
Фото 2. Антонис Ван Дейк (1599—1641). Портрет Филиппа, лорда Уортона. 1632. Первая сделка, тайно заключённая в пользу
Меллона британскими антикварами в марте 1930 года, сделала его владельцем этого полотна Ван Дейка. Молодой человек на картине
молод, красив и элегантен; старое мощное дерево за его спиной – своего рода напоминание о древности его рода. Совершенно
виртуозно передана фактура тканей.
Фото 3. Антонис Ван Дейк (1599—1641). Портрет Изабеллы Брандт. 1621. Этот портрет в Эрмитаже
числился как полотно Рубенса, тем более, что на нем - его жена. Так что Меллон покупал Рубенса, а оказалось что Ван Дейка. Правда,
он об этом так и не узнал, поскольку авторство Ван Дейка было признано только в 1976 году, через много лет после смерти коллекционера.
Фото 4. Антонис Ван Дейк (1599—1641). Портрет Сюзанны Фоурмен с дочерью. 1621. И эта картина тоже была продана Меллону как работа
Рубенса. Стилистически эта картина, действительно, очень напоминает манеру Рубенса, что не удивительно: Ван Дейк был его
лучшим учеником. Уже к 1941 году автором картины стали считать Ван Дейка, и с тех пор экспертами это не оспаривалось. Молодая
женщина на портрете — родственница Елены Фоурмен, второй жены Рубенса. Портрет - великолепный во всех отношениях, и можно задуматься,
не превзошел ли ученик учителя?
Фото 5. Антонис Ван Дейк (1599—1641). Портрет фламандской дамы. 1618 (?). Это полотно относят к первому году
сотрудничества Ван Дейка с Рубенсом. Антонису было тогда около 19 лет, но он уже стал известным живописцем, имел собственную
мастерскую. Это раннее произведение Ван Дейка поступило в Эрмитаж в 1772 г. в составе знаменитой коллекции Кроза. После смерти
ее владельца философ Дидро убедил Екатерину II приобрести всю коллекцию, и для Эрмитажа тогда были куплены 500 лучших произведений,
включая и этот портрет. Фото из Интернета, поскольку во время нашего визита картина не была выставлена в зале («not on view», как было
помечено в каталоге музея).
Фото 6. Адриан Ханнеман (ок.1603/1604–1671). Портрет Генри Стюарта, герцога Глостерского. Ок.1653.
А вот здесь ситуация обратная той, что с двумя предыдущими полотнами: этот портрет, как раз, считался работой Ван Дейка на момент
его покупки Меллоном. Позже искусствоведы реатрибутировалии ее, определив авторство Адриана Ханнемана. Он в течение 6-ти лет работал
в одной мастерской с Ван Дейком и, естественно, воздействие мастера на живопись Ханнемана было велико.
Современники писали о принце Генри как о «красивом и возвышенном духом» молодом человеке. Таким он и предстает на портрете, на котором
ему 13 лет. Мальчику выпала трагическая судьба: несколько лет он провел в заточении - после того, как его отец, король Карл I Английский
был свергнут, а позже и казнен. А в 20 лет Генри умер от оспы...Одно из важнейших достоинств картины – превосходный колорит, построенный
на сочетаниях холодных серых, голубоватых, охристых тонов. За такой портрет и Ван Дейку было бы не стыдно!
Эрмитаж всегда (и до сих пор!) славился одной из лучших в мире коллекций голландской живописи. Не удивительно, что значительная часть покупок
зарубежными коллекционерами была именно в этой категории.
Фото 7. Рембрандт ван Рейн (1606–1669). Девочка с метелкой. 1646-51. Сейчас атрибутируется
как работа мастерской художника. Предприниматель Эндрю Меллон, как пишут, не был знатоком искусства, и до конца жизни
оставался дилетантом, порой не помнившим имен художников, чьи картины купил. Его вкус формировали дилеры, с помощью
которых Меллон, как и другие американские богачи-коллекционеры начала прошлого века, открыли для себя и для Нового
Света старых мастеров.
Фото 8. Рембрандт ван Рейн (1606–1669). Иосиф, обвиняемый женой Потифара. 1655. Сюжет об обвинении Иосифа в изнасиловании
жены богатого египтянина Потифара - один из популярнейших ветхозаветных сюжетов в европейском искусстве. Пишут, что
картины в темной колористике не отвечали личному вкусу Меллона, но он уже с конца 1920-х годов имел намерение передать часть
своей коллекции для создания национального художественного музея, поэтому по совету дилеров ориентировался на громкие имена. Меллон
делал свой выбор по каталогам и ни разу не принимал личного участия в аукционах.
Фото 9. Рембрандт ван Рейн (1606–1669). Портрет турка. Ок.1635. Сейчас атрибутируется
как работа мастерской художника. В вашингтонской галерее это полотно имеет более политкорректное назание -
Man in Oriental Costume.
Фото 10. Рембрандт ван Рейн (1606–1669). Портрет польского дворянина. 1637. Историки спорят о том, кто изображен на этом
полотне: сам Рембрандт, его брат, Стефан Баторий, Ян Собеский, польский посол Анджей Рей или, может быть, этот человек — просто
плод фантазии художника. Эта картина — единственный из пяти проданных Меллону эрмитажных «рембрандтов», авторство которого не
было подвергнуто изменению.
Фото 11. Рембрандт ван Рейн (1606–1669). Женщина с гвоздикой. 1656. Сейчас атрибутируется
как работа мастерской художника. За последние десятилетия многие «рембрандты» ведущих мировых музеев и частных коллекций
уже перестали считаться таковыми, и процесс переатрибуции все продолжается... Конечно, это слабое утешение тому, что столько
картин первого ряда (даже если они и не «рембрандты») навсегда покинули страну.
Фото 12. Франс Халс (Ок. 1582/1583–1666). Портрет члена харлемской гражданской гвардии. Ок. 1636/1638.
В собрании Эрмитажа находилось четыре портрета работы Франса Хальса - выдающегося голландского живописца, по праву
считающегося предшественником Рембрандта. Два из них (этот и тот, что на следующем снимке) в начале 1931 г. были
проданы Эндрю Меллону. Черты лица этого гвардейца сходны с чертами лица художника, поэтому есть предположение, что это
автопортрет.
Фото 13. Франс Халс (Ок. 1582/1583–1666). Портрет молодого человека. 1646-1648. Фото из Интернета («not on view»).
Может быть несколько причин, объясняющих отсутствие того или иного полотна в залах галереи, в том числе - его участие в выставках
в других музеях или реставрация.
Фото 14. Ян Ван Эйк (1390-1441). Благовещение. Ок.1434-1436. Это левая створка утраченного диптиха или триптиха,
предназначавшегося в подарок герцогу Бургундии Филиппу Доброму. Многие эксперты отмечают, что это полотно было
одной из самых больших утрат в результате эрмитажных распродаж.
Фото 14a. Ян Ван Эйк (1390-1441). Благовещение, фрагмент. Картина отличается лиризмом: тихой радостью ангела
и волнением Марии. Ян Ван Эйк детально передал самые мелкие детали - и в одеждах персонажей, и в
интерьере храма. Однако, Дева Мария и архангел Гавриил изображены художником не как реальные личности: многие авторы
отмечаают, что их фигуры чрезмерно высоки, их головы почти достигают капителий, как если бы были изображены великаны.
Фото 15. Пьетро Перуджино (ок. 1450–1523). Распятие со Св. Марией, Иоанном, Иеронимом и Магдалиной. Ок.1482-1485.
Триптих, на котором по центру изображено распятие с предстоящими Девой Марией и Иоанном, а на створках - Св. Иероним и
Мария Магдалина, вошел в историю как «Голицын Триптих». Дело в том, что картину, принадлежавшую кисти Рафаэля (как тогда
считалось), в 1800 году приобрел в Риме князь Александр Михайлович Голицын, бывший там российским посланником.
До конца 19-го века триптих оставался в собственности семейства Голицыных и в течение 20 лет выставлялся на обозрение публики
в так называемом Голицынском музее на ул. Волхонка в Москве. В 1885-1886 гг. из-за финансовых трудностей Голицыны продавали
художественную часть своей коллекции Эрмитажу. В 1910 году, в ходе реставрации было решено, что автор триптиха - не Рафаэль,
а его учитель Перуджино. Фото из Интернета, поскольку во время нашего визита картина не была выставлена - скорее всего, из-за
ремонта в залах с итальянским искусством.
Фото 16. Рафаэль Санти (1483–1520). Мадонна Альба. 1510. «Мадонна Альба» была куплена для Эрмитажа российским
императором Николаем I в 1836 году. Она была продана Эндрю Меллону советским правительством в 1931 году за 1 166 400
долларов - самую большую сумму, когда-либо заплаченную за картину до того времени. Национальная галерея на своем сайте
оценивает «Мадонну Альба» как самое значительное произведение художника из числа находящихся в США.
Фото 17. Рафаэль Санти (1483–1520). Мадонна Альба, фрагмент. Это одна из мадонн Рафаэля в форме тондо.
Центром композиции служит небольшой крест из тростника, который юный Иоанн Креститель протягивает младенцу Христу.
Изображенные фигуры гармонично вписаны в пейзаж. Свое название картина получила в 18-м веке, когда она висела в
севильском дворце герцогов Альба.
Фото 18. Рафаэль Санти (1483 – 1520). Святой Георгий и дракон. 1506.
Картина иллюстрирует общехристианский сюжет «Чудо Георгия о змие», в котором Георгий спас царскую дочь от растерзания змеем.
На протяжении более 150 лет картина находилась в Эрмитаже - после того, как в 1772 году была приобретена Екатериной II
в числе 500 полотен из коллекции Кроза. Фото из Интернета («not on view»).
Фото 19. Сандро Боттичелли (1446-1510). Поклонение Волхвов. 1478-1482.
Известно, что Боттичелли было заказано не менее семи версий «Поклонения волхвов», в каждой из которых, при сохранении общей
композиции полотна, художник менял состав «массовки», поклоняющейся Мадонне и Младенцу Христу. Но во всех случаях это были
те или иные члены семейства Медичи, банкиры и купцы, правители Флоренции и приближенные к ним - желавшие быть запечатленными
великим живописцем в этом популярном библейском сюжете. Первая из этой серии картина 1475 года находится в галерее
Уффици, а другая (более поздняя), благодаря Эндрю Меллону, - в вашингтонской Национальной галерее искусств.
Фото 20abc. Сандро Боттичелли (1446-1510). Поклонение Волхвов, фрагменты.
Джорджо Вазари писал об этой работе Боттичелли: «Невозможно и описать всю красоту, вложенную Сандро в изображение голов, повернутых
в самых разнообразных положениях – то в фас, то в профиль, то в полуоборот, то, наконец, склоненных, а то еще как-нибудь иначе,
– невозможно также описать и все разнообразие в выражениях лиц у юношей и у стариков со всеми отклонениями, по которым можно
судить о совершенстве его мастерства... Поистине произведение это – величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства
в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется».
Фото 21. Диего Веласкес. Портрет папы Иннокентия X. Ок.1650. Знаменитый портрет этого папы,
написав который Веласкес прославился по всей Италии, находится в римской галерее Дориа-Памфили. Многие копировали его,
чтобы учиться мастерству художника. Вот и эта картина, которую Меллон купил как полотно Веласкеса, сейчас атрибутируется как
работа неизвестного художника круга Веласкеса.
Фото 22. Паоло Веронезе (1528–1588). Обнаружение Моисея. 1581-1582. На картине художник проиллюстрировал библейский эпизод из
жизни пророка Моисея. «И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди
тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь
фараонова] и сказала: это из Еврейских детей». Однако этот знаменитый сюжет Веронезе изображает почти как бытовую сцену, а его
персонажей пишет в одеждах, характерных для Венеции 16-го века. Фото из Интернета («not on view»).
Фото 23. Тициан (1488/1490–1576). Венера перед зеркалом. Ок. 1555.
Художник и критик Александр Бенуа, назвав картину «драгоценным перлом» Эрмитажа, дал ей следующую характеристику: «Эту Венеру можно
назвать апофеозом венецианской женщины. Идеала греческой богини здесь нечего искать, но Тициан и не задавался такой целью. Ему
важно было выразить своё личное поклонение перед роскошью тела, перед его белизной, теплотой, нежностью, перед всей этой
цветущей прелестью, обещающей радость любви и бесконечные поколения человеческих существований, нескончаемость земной жизни». Тициану
было уже за 60, когда он написал это полотно, которое сам высоко ценил и не хотел никому его продавать. Так что эта картина оставалась
в его доме до конца его жизни. В Россию она попала в составе коллекции Барбариго, приобретенной императором Николаем I в 1850 г.
Фото 24. Пьер Шарден (1699–1779). Карточный домик. 1737 (?).
Сюжет постройки карточного домика — один из самых популярных в жанровой живописи 18-го столетия.
Достаточно сказать, что Шарден сам написал еще три картины на ту же тему. Не надо искать здесь какой-то скрытой
символики: это просто живой и правдивый портрет мальчика, поглощенного своим занятием.
Помимо уже упомянутых двух десятков картин, купленных Эндрю Меллоном и подаренных им для создания вашингтонской Национальной
галереи искусств, еще 5 полотен из Эрмитажа осели в музеях Нью-Йорка, Филадельфии и Сан-Диего. Чтобы завершить тему эрмитажных
продаж в Америку, покажем и эти картины.
Фото 25b. Ян Ван Эйк (1390-1441). Голгофа и Страшный суд. Ок.1440. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Эти две небольшие панели, изображающие Голгофу и Страшный суд, вероятно были боковыми частями триптиха. Эта работа Ван Эйка
известна своей необычайно сложной и детализированной иконографией и высочайшей техникой исполнения. Картина была продана в
1933 году, после чего полотен Ван Эйка в Эрмитаже больше не осталось - о чем очень сильно сокрушаются все российские
искусствоведы. Фото из Интернета.
Фото 25a. Ян Ван Эйк (1390-1441). Голгофа. Ок.1440. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
На переднем плане Распятия показаны скорбящие последователи Христа, в середине — солдаты и зрители, в верхней части картины -
три распятых тела. Сцена изображена под лазурным небом с открывающимся вдалеке видом Иерусалима. Фото из Интернета.
Фото 25b. Ян Ван Эйк (1390-1441). Страшный суд. Ок.1440. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Вторая панель изображает сцены, связанные со Страшным судом: ад в нижней части картины; воскресшие мёртвые, находящиеся в
ожидании суда, - в её центральной части и Спас в силах в деисусном окружении (святые, апостолы, духовенство, девственницы
и дворянство) — в её верхней части. Фото из Интернета.
Фото 26. Антуан Ватто (1684-1721). Гитарист (Меццетино). Ок.1718-1720. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Другое название картины - «Меццетино» по имени персонажа итальянской комедии дель Арте. Меццетино играет на гитаре и поет,
его глаза обращены как будто к невидимому балкону. Статуя Венеры позади него повернута лицом в сторону, что подсказывает,
что чувства Меццетино безответны. Эту картину у Эрмитажа приобрел Калуст Гюльбенкян, - даже более активный скупщик русского
искусства, чем Эндрю Меллон. А в 1934 году полотно было перепродано Метрополитен-музею. Фото из Интернета.
Фото 27. Питер Пауль Рубенс. Аллегория Вечности. Ок.1626. Художественный музей Сан-Диего, США.
Центральную женскую фигуру считают образом Вечности. Змея, кусающая свой хвост, символизирует бесконечность времени.
Парящий над женщиной персонаж передает ей гирлянду из роз, которую подхватывают три маленьких путти.
Это был эскиз Рубенса для последующего изготовления шпалеры. На шпалере же розы были заменены медальонами с портретами
римских пап, и потому вся композиция стала трактоваться как аллегория преемственности папской власти.
Но в случае с Рубенсом интерпретация изображения, видимо, второстепенна по отношению к великолепной живописи.
«...здесь, в этой легкой, игривой форме неприятные для нашего времени черты Рубенса — его тяжеловесность, известная
грубость его концепций, его преувеличенная роскошь, его хвастливое щегольство знаниями, навязчивый его «академизм» —
исчезают или остаются прелестными беспритязательными намеками. И даже натянутость аллегорий не нарушает приятного
впечатления, ибо их почти не различаешь в общем эффекте» (А.Н. Бенуа).
Эта картинa, пройдя через многочисленных посредников, в 1947 году оказалась в Художественным музее Сан-Диего, США.
Фото из Интернета.
Фото 28. Никола Пуссен. Триумф Нептуна и Амфитриты. 1635-1636. Художественный музей Филадельфии, США.
Сюжетом для Пуссена, очевидно, послужила история о том, как Амфитрита, узнав, что Нептун хочет взять ее в жены,
испугалась, бежала на край света и укрылась в пещере Атланта. Там ее разыскал посланный Нептуном дельфин и
убедил вернуться. Художник представил Амфитриту невестой Нептуна: нереиды вздымают над ее головой, как
триумфальную арку, алый полог, а маленькие амуры осыпают ее цветами. Полотно было исполнено по заказу кардинала
Ришелье, и в нем иногда видят аллегорию морского могущества Франции. Наше фото 2015 г.
{↑}
Оглавление сайта